Автор x015 писал(а):
Авторы просят прощения за настойчивость, но хотелось получить как можно больше рекомендаций, как улучшить рассказ.
...
... без "изюминки"...
... Где, по Вашему мнению, возникла главная ошибка? Был ли более логичный вариант? Где лучше расставить акценты?
Мне по душе ваша терминология.
Примем за данность: прекрасный рассказ обязательно с изюминкой, хорошему рассказу присуще послевкусие, всё остальное оставляет осадок.
У вашего рассказа (на мой взгляд) осадок доминирует:
Цитата:
Им нужен жёсткий повелитель. Но справедливый, способный потихоньку подталкивать в нужном направлении.
Для меня (лично) этот дискурс неприемлем. Тем более вслед за бактериологическим шантажом одного из героев.
Вы уверены, что тикса свою угрозу не осуществила бы. А вот Джебран ей верит (иначе с чего бы ему пасовать перед шантажом?) Следующий вопрос очевиден: кто лучше знает своего "приятеля": вы или Джебран?
Если вы, то ваш рассказ никуда не годится, потому что не гоже автору стоять рядом с текстом и время от времени объяснять читателю, кому в тексте следует верить, а кому нет. Если же текст самодостаточен (авторские комментарии излишни), то читателю следует верить тому, что он читает: Джебран допускает, что тикса может уничтожить мир бакпосевом, значит, тикса могла это сделать. Точка.
Но это не смертельная ошибка (для меня). В конце концов мало ли тиранов приходили к власти путём шантажа и подкупа? Главное, чтобы история была о другом.
И вот тут-то вы бьёте второй раз, всем корпусом, под дых.
Вы рассказываете о необходимости "жёсткого, но справедливого правителя, который знает, что делать".
Но имена таких правителей известны: Сталин, Гитлер, Мао, Пол Пот, Путин. Не сомневаюсь: они знали, что делали. И народ радовался, что кто-то за него думает.
А ваш рассказ скроен таким образом, что сочувствую я именно народу (не Джебрану, не тиксе и не Ласхе). Посему и отождествляю себя именно с народом из вашего рассказа (да-да, я из тех, кто поостерёгся бы поднимать глаза на садиста-правителя, но мальчику бы точно помог).
Отсюда и неприятие, и осадок от вашего рассказа.
Уберите велеречивую патоку о добром правителе (тиксе), немного измените тональность отношений Джебран-принцесса-тикса, и на выходе может получиться неплохая история об ответственности социальных экспериментаторов: в самый неожиданный момент тикса отодвигает оптимиста Джебрана и становится тираном, под которым угнетённый народ будет с теплотой вспоминать о Комре.
Да! В такое "послевкусие" я бы поверил: когда человек рассуждает о всеобщем благе - он или дурак, или комм*нист (уж лучше бы оказался дураком).
Но это, конечно, другая история.
Я не уверен, что могу точно ответить на ваш вопрос, как было бы лучше выстроить вашу историю, но порассуждать о несостоявшихся изюминках - запросто.
Общеизвестно: форма определяет содержание, а содержание - форму.
А вот ещё одна истина: фантазия движется в русле возможностей автора, и только настойчивые попытки превращения образов и смутных впечатлений в систему символов и знаков, расширяют эти берега и укрепляют их. Иными словами: изощрённость сюжета (изложенного в символах) определяется мастерством, а не фантазией. Мышление так устроено, что человек делает то, что может: ваша фантазия всегда будет оставаться в границах ваших умений. Поэтому советы, как сделать из вашего набора характеров и сцен что-то взрослое и значимое, вряд ли будут конструктивными.
Я не могу сказать, что лучше для рассказа, но могу сказать, как бы я сам написал вашу историю.
Во-первых, ваша Ласхе (принцесса) - плоть от плоти эпохи, в которой живёт (с чего это ей быть какой-то особенной?): жестокая, вспыльчивая, заносчивая (сестра правителя! - не шалам-балам!). Изредка поддаётся приступам человеколюбия (выбитый глаз оборванца и его доставка к отшельнику - в силе), но при этом презирает и стыдится себя.
Джебран никакой не вдовец (и сделать его помоложе), несколько лет скитался в космосе, одичал и зарос. Его друг (тикса, последняя из могикан, ненависть к людям и привязанность к Джебрану - всё в силе), всячески приветствует его одичание и очень недовольна, что они приземлились на эту планету, и что они вообще куда-то приземлились. Всё время ворчит и выказывает недовольство, что они сидят в этой пыльной глуши.
Джебран тянется к людям (ну, вот такой он социофил), играет роль отшельника-знахаря (к нему Ласхе и привезла одноглазого мальчика - в силе, но это их первое знакомство).
Тем временем тикса с удовольствием истребляет кавалерию Комра (все эти сцены годятся, только демон - не Джабран, который врачует в пустыне, а тикса - которую хлебом не корми, дай показать, кто тут главный).
Джебран влюбляется в Ласхе, и чтобы привлечь её внимание, распускает павлиний хвост: демонстрирует несколько технологических фокусов, которые смазливая туземка воспринимает как чудо.
У Ласхе зреет дерзкий план потеснить брата и стать с ним на одну доску (не убить - кишка тонка, да и не дура она, понимает, что если что-то не заладится, в гражданской войне она проиграет). Ваш сценарий - образцово-показательное убийство демона на празднике вполне годится.
Джебран чувствует, к чему клонит его пассия, но не может сопротивляться её планам. Здесь-то и кроется главный конфликт истории - Джебран начинает ненавидеть и бояться свою возлюбленную, но ничего не может с собой поделать - да, он её любит, и принимает такой, какой она есть. (Увы! Увы! и так бывает, бывало, и не раз...

).
Тикса внимательно следит за приготовлениями Ласхе (которая полагает Джебрана демоном, но ничего не знает о тиксе). Видит мучения Джебрана (раздираемый противоречиями Джебран не на шутку мучается). Тиксе, конечно, ничего не стоит свернуть Ласхе шею, но это приведёт к окончательному разрыву с Джебраном. А ведь в последнее время их отношения и так замечательными не назовёшь.
Тоже важно: не то, чтобы тикса была шибко привязана к Джебрану, просто кораблём может управлять только человек, и если с ним что-то случится, то тикса навсегда застрянет в этом диком мире.
Когда муки совести Джебрана достигают кульминации (не хочет он помогать Ласхе, но и оставить её не может, любит и всё тут: и душой, и телом, приворожила, чертовка!), тикса рубит гордиев узел: свернула шею не Ласхе, а её брату, а самих влюблённых отправила с планеты (в полной уверености, что они вернутся: Джебран за тиксой, а принцесса к своему народу). Но пока длится свадебное путешествие и влюблённые не охладели друг к другу, у тиксы есть время порулить этой страной, а то и всей планетой...
В такой интерпретации история получится достаточно "взрослой", сказка про царя-батюшку полностью обнулится, и сахарный сироп о прогрессорстве не будет звучать вовсе.
Такой сценарий предполагает существенные корректировки в характерах и акцентах. Главное: все герои сражаются со своими "демонами" (рассказ лучше так и назвать - "Демоны").
Самый прямой и правильный в этой истории - Комр (не нужно его делать садистом, старается, как может, управлять дикой страной после нескольких десятилетий гражданских войн - весьма непросто). Комр - единственный в этой истории, кто не мутит воду и ДЕЙСТВИТЕЛЬНО сражается с демоном (тиксой).
Джебран (Джабраил? Гавриил?) - сражается с демонами у себя в голове: страсть к принцессе и ужас от её манер (в том числе и по части гигиены).
Ласхе - ведёт непримиримую борьбу с братом за толику власти. Плюс недоверие к брату (а вдруг тому покажется, что ей нужна не толика, а всё?). Плюс непонимание мучений Джебрана (ты хотел меня? ты получил меня. что тебе ещё нужно, милый?)
Тикса - уважение к Джебрану, как к другу, и презрение к нему, как к самцу, который не может поставить на место зарвавшуюся в своих желаниях самку.
... не думаю, что вам такая история придётся по душе, но я предупреждал!
