«Операция «Папа для Марсика»
(скромный опыт маленькой рецензии на рассказ «Жена для Марса»)
На конкурс фантастических рассказов забрела «бытовуха» - причем эта бытовая история еще и дурно написана.
И еще...
Тема конкурса: «Женщина на корабле». Где в рассказе корабль, ась?
Логики в рассказе – ноль.
Вдумаемся.
Мотивация главного героя рассказа Паши – «Хочу на Марс!». При этом вычитать правила отбора потенциальный «марсианин» не удосуживается, а сразу бежит жениться. Вот сидишь и гадаешь: то ли Пашеньке действительно на Марс приспичило, то ли просто – извините! – «женилка зачесалась».
Мотивация «космической подруги» Тани… Тоже «Хочу на Марс!»? Вроде бы, да… И что, эта дева прекрасная тоже правила отбора космонавтов не читала? Тоже не знает, что принимаются только пары со стажем семейной жизни и только американцы? И тоже Танюха сразу бежит «замужничать»! А вот тут у меня есть сразу три версии ее странного поведения:
- мадемуазель с косичками действительно хочет на Марс. Ну, типа, «Есть женщины в русских селеньях…» Над ее кроваткой с детства висели портреты Терешковой, Савицкой, Кондаковой, Салли Райд и Джудит Резник;
- у девицы-красавицы – снова извините! – «замужность» свербит, «уж замуж невтерпеж»;
- мадам Таня просто находится в «интересном положении» - и вправду, в конце концов, в перспективе на горизонте событий нарисовался маленький Марсик (или Аэлиточка). С первого раза! Не спорю, бывает, это даже не фантдопущение.
Кстати, а кто у нас настоящий папа - «главный конструктор» Марсика или Аэлиточки? И тут взор поневоле обращается к неприметной на первый взгляд и скромной личности «друга» главного героя, который где-то и неизвестно как в том же городе своевременно разыскал одновозрастную с Пашей, незамужнюю и хотящую на Марс девицу. А потом, в конце рассказа, еще и предоставил жилище молодой семье, лишившейся крова. Конечно, есть презумпция невиновности (так и хочется сказать «невинности»), но этот «друг» - кандидат номер один на должность «главного конструктора» будущего Марсика-Аэлиточки, которому срочно нужно пристроить «залетевшую» далеко не в район Венеры подружку с косичками за лоха-учителя, мечтающего о Марсах. Блестящий план, согласитесь!
Но это так, общие рассуждения о сюжете рассказа. Хуже то, что, - даже если принять все сюжетные построения, - в самом тексте рассказа отыскивается немало нелогичностей и нестыковок:
1. «Заявления принимала сухая, немолодая женщина, похожая на метлу, сидевшую волосами вверх».
Разумеется, метлы обычно сидят волосами вниз.
2. «Метла была женского пола, а потому ни косички, ни реснички на нее не действовали».
Выше уже писалось, что «метла» суть есть «немолодая женщина». Зачем же подчеркивать еще раз, что она была «женского пола»? Автору, видимо, известны «немолодые женщины» не женского пола?
3. «Правда, есть хотелось все время, кроме, разве что, сна».
Сидишь, читаешь и думаешь: то ли главному герою есть во время сна не хотелось, то ли спать ему все время не хотелось? Коряво написано.
4. «Кровать была узкая – спать пришлось практически прижавшись друг к другу».
Я - исходя и своего опыта - не совсем понимаю это положение «практически прижавшись»: либо вы прижимаетесь, либо между вами есть «пионерская дистанция», и третьего не дано!
Но это мелочи… А вот куда дели диван, который стоял около окна в самом начале рассказа? Откуда взялась «узкая кровать»? «Брюки превращаются в элегантные шорты»? Хозяева квартиры пропили диван и подменили его узкой кроватью? Марсиане через форточку похитили диван и заменили его кроватью – мол, в полете, голубочки, диванчиков у вас не будет?
5. «На следующее утро Паша попытался было заикнуться, что это ни к чему не обязывает, на что получил предложение немедленно повторить».
За такие слова от нормальной девушки после совместно проведенной ночи хамовитые молодые люди чаще всего получают «по фейсу» и выбрасываются из жизни навсегда. Ну, да ладно, может быть, у потенциальных «марсиан» так не принято.
А вот по сути фразы: что Таня просила повторить – сказанные только что слова или весь комплекс интимных упражнений?
6. Особенно хорош в рассказе образ директора школы. Во время беседы с главным героем главный педагог был, видимо, сильно «под мухой», поскольку нес сущую околесицу:
- «Но у нас центральная школа города, одна из самых центральных. Молодые специалисты и так получают максимальное количество часов».
Как связывается «центральность» и молодые специалисты? И два раза «центровать» в одном предложении – это зачем?
- «Поймите, ни в какой другой школе города вы столько не найдете».
Естественно, при тарифной-то сетке!
- «У меня связи во всех школах города, я сразу узнаю».
Что директор узнает? Что где-то зарплата выше или что Паша где-то стал подрабатывать?
Ну, и далее в тексте еще есть много всякого интересного, если хорошенько вчитаться и вдуматься!
Помните песню Утесова «Мы будем петь и смеяться, как дети»?
Я уж точно буду петь и смеяться, как ребенок, если на конкурсе фантастики бытовой рассказ с логическими, стилистическими и прочими проблемами войдет в ТОП-десятку.
P.S. Если кому-то рецензия показалась слишком уж острой – простите меня! Не умею готовить сладенькую манную кашку.
