Lexar писал(а):
Ходил в задумчивости и таки решил задать этот вопрос:
А КАКИЕ РАССКАЗЫ ВАМ НУЖНЫ, Реглав?
Спасибо за решительность,
Lexar. И за размышления тоже (не шучу!).
На самом деле мне казалось, что мысль уже сформулирована и неоднократно:
СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ АВТОРЫ, которые могут сочинить РАССКАЗЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ЛЮДЯМ ЖИТЬ.
Вижу, что ошибался (НЕ сформулирована ни разу и никак).
Ну, "не ругайте сгоряча"(с).
Будем формулировать:
1. Герой и его ситуация понятны читателю. Никакого потока сознания, никакого постмодернизма, поменьше зауми, побольше простых и ясных событий, которые могут укрепить читателя в том, что он и сам мог бы оказаться на месте героев.
2. Наличие и ясность цели главного героя. Читатель должен понимать мотивы и намерения героя, и даже сочувствовать им.
3. Сами герои должны быть симпатичными. Если у автора герой - пьяница, то нужно обладать мастерством Саймака, чтобы всё равно пьяница был симпатичным. Если герой - супермен, то нужно быть Желязны, чтобы читатель мог отождествить себя с этим суперменом.
(Впрочем, пьянство и курение - не приветствуется, наркотики - исключены).
4. Рассказ должен быть динамичным. Герой не просто думает (размышляет). Он должен действовать и рисковать. Ещё лучше наперекор ситуации, событиям или людям. Герой должен чего-то хотеть и к чему-то стремиться. И вновь примат читательских симпатий над чаяниями автора: всё это должно быть понятно читателю и вызывать у него симпатии.
5. Динамика должна быть завязана так, чтобы хотелось подумать о том, что было ДО описываемых автором событий, и что могло бы случиться ПОСЛЕ финала рассказа.
6. (Очень желательно) несколько уровней восприятия:
первый: собственно действие (на поверхности);
второй: что же происходит на самом деле (это может так и остаться скрытым от самого героя);
третий: некая мировоззренческая концепция, которая может открыться только после второго-третьего прочтения (читателю, герой к этому вообще никаким боком).
7. Точно отмеренная плотность событий: нельзя, чтобы читатель спал над текстом. Нельзя, чтобы читатель продирался сквозь текст. Плотность должна быть такой, чтобы при средней скорости чтения читатель выскочил в финал с устойчивым ощущением, что что-то пропустил. И ему (читателю) захотелось вернуться и прочесть ещё раз.
8. Рассказ должен нести в себе несомненный и очевидный позитив. Герой может и погибнуть, но дело его должно победить. Руководство по борьбе за живучесть – это сборник рассказов о победах людей над обстоятельствами, врагами, собой…
Эта победа должна быть мотивирована: чёткое описание исходных условий, которые ведут героя к гибели (поражению), чёткое описание его мер и действий, которые привели героя к славе (победе).
Измордованный нашими суровыми реалиями читатель должен найти в журнале отдушину, в которой ему, читателю, вместе с героями о которых он читает, было бы хорошо. А ваше мастерство авторов должно быть таким, чтобы эта «хорошесть» («сопли в сахаре», да?) не приедалась, ВСЕГДА вызывала интерес и симпатии.
9. Познавательность текста. У читателя после прочтения должны остаться хотя бы представления о навыках, которые бы помогли ему в какой-нибудь жизненной ситуации.
10. Интрига. В завязке желательны намёки на финал. После чтения читатель хлопает себя по лбу, и с криком: "Точно, я должен был догадаться", принимается за чтение рассказа по второму разу.
Моё заблуждение в том, что авторам - участникам Конкурса все эти положения очевидно понятны, основано на списке работ, который был представлен во Введении к первому выпуску журнала. По-видимому, либо на этот список не обратили должного внимания, либо эти работы оказались мало знакомы собранию.
Жаль.
И ничего страшного.
В течение двух-трёх дней я верну этот список.
И чтобы придать предметность нашей беседе, можем взять ЛЮБОЙ рассказ из этого списка и просто обсудить его с свете тех положений, которые я привёл выше (кстати, наверняка, что-то забыл, «добью», когда вспомню).
Но и без этого списка можно сделать такой разбор полётов.
Ибо есть рассказы, выбранные на ЭТОМ Конкурсе к публикации, которые удовлетворяют этим условиям.
Мне претит пояснять, чем УЖАСНЫ рассказы, которые к публикации не отобраны, но я с удовольствием поясню, чем хороши те рассказы, которые будут напечатаны.
И одна просьба: если есть вопросы – пожалуйста. Только без шпилек, ехидства и соответствующих фигур из пальцев в кармане.
С уважением, дамы и господа. Честь имею...