Предлагаю попробовать судить экспериментально
Ввести оценки по критериям - сюжет, персонажи, идея, "уровень владения языком" (внешняя форма), орфография/пунктуация, соответствие теме/жанру.
По каждому критерию (кроме орфографии) ввести шкалу оценок - от +3 до -3. По умолчанию рассказ получает 0.
Каждый критерий получает свой "вес"-множитель.
Например, Сюжет и персонажи - по 5, идея - 4, внешняя форма - 3, тема/жанр - 1, орфография = 0,5 (чуть ниже подробнее про нее).
Почему идея только 4? Потому что рассказ должен быть прежде всего рассказом - то есть иметь сюжет, иметь живых героев. Самая хорошая идея реализованная плохо не может вытянуть рассказ. Но автор по крайней мере будет знать, что идея - блеск, а сюжет плох или персонажи картонные.
Получаем шкалу от +54 до -54 (и ниже, см. п. про орфографию)
Итого получаем для расскаха Икс:
Сюжет +2
Персонажи +1
Идея 0
Внешняя форма +1
Тема 0
Итого: 2*5 + 1*5 + 0*4 + 1*3 + 0*1 = 18 баллов.
А теперь подробнее про орфографию и пунктуацию.
Изначально = 0, но за каждую ошибку снимается по 0,5 балла (с указанием ошибки).
Т.е. Самый продвинутый сюжет (5*3) уходит в ноль при 30 ошибках (0,5*30).
Имхо, справедливо.
Почему именно такие критерии?
На основе схемы анализа литературного произведения
http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=81
Сложно?
Извините
Если автор хочет стать писателем, ему надо знать теоретический аппарат хотя бы на таком уровне.