Цитата:
Я так поняла, это был разбор в плане грамматики и точности изложения. А что, Вы можете сказать про сам рассказ?
Самый страшный вопрос из всех возможных.
Солгать мне не позволяет вера, сказать правду, значит, вас как-то задеть, обидеть.
Попробую рассказать о своих представлениях, ни в коем случае, не претендуя на истину или хоть какое-то её подобие.
Если в рассказе видеть живой организм, то будет уместной аналогия: скелет (сюжет), мышцы (реализация) и кожа (грамматическое и смысловое оформления сгенерированного текста). С этой точки зрения, никто не будет хвастать превосходной грамматикой и точностью при неполном скелете и никудышных мышцах, обрекающих текст на скорое забвение и смерть.
Напротив, сила в гармонии: сюжет определяет реализацию, а грамматическое оформление всего лишь помогает избегать двоемыслия у читателя («казнить нельзя помиловать»).
Сюжет вашего рассказа укладывается в десяток позиций:
1. Герои: вздорная жена (дочь), непутёвый муж (зять), обижаемый взрослыми малыш (сын и внук), «старая ведьма» - тёща, она же бабушка.
2. Зачин: бабушка предвидит аварию на ЧАЭС и предупреждает по телефону свою дочь о грозящей опасности. Дочь игнорирует предупреждение:
Цитата:
А что она еще сказала? Привидения ей больше не мерещатся? Никуда мы не поедем! У меня работы полно, а у папы спина болит...
3. Сын (внук) склонен доверять бабушке, плачет, просит, чтобы его отправили во Львов (мы все умрём!).
4. Во время обеда, сын исчезает из квартиры.
5. Зять выказывает признаки разума: подозревая в тёще ведьму, готов немедленно бежать.
6. Вследствие каких-то высших сил не могут открыть дверь:
Цитата:
сколько бы он не крутил в замке ключ, замок и не думал открываться.
7. Жена и муж погибают, ребёнка бабушка спасает (каким-то способом перемещает из запертой квартиры в рейсовый автобус).
8. В финале: моложавая бабушка прогуливается с внуком и рассуждает о бессмертии души и многочисленных реинкарнациях в воспитательных целях.
К реинкарнации я и сам неравнодушен, только мыслю несколько
иначе. Посему отторжения ваш сюжет не вызывает (даже симпатичен).
Реализация сюжета – пошаговое описание истории (что за чем следовало, ситуация, характеры героев, их реакция на события).
Характеры:
1. Дочь (жена):
Цитата:
Нина Васильева месила на кухне тесто и не собиралась прекращать это увлекательное занятие. Ей не терпелось побаловать семью пирогами с горбушей и с грушей.
Поскольку описывается трагедия (авария, катастрофа, мальчик остался сиротой, а бабушка потеряла дочь) сразу получаем первое противоречие: «увлекательным» процесс замешивания теста назвать трудно, выходит, шутка? Или насмешка? Что смешного в гибели людей? (пусть даже и «обывателей»)
Во-вторых, «ей не терпелось побаловать семью пирогами» - значит, не конченый человек? Любит свою семью, старается, как лучше… почему же бабушка может перенести внучка из квартиры в автобус, а помочь открыть дверь не может? Выходит, не такая уж и ангел старушка?
2. Зять:
Цитата:
Васильев от скуки начал дремать...
- Толя! Коля! Идите обедать! - как гром среди ясного неба, раздался в этой тишине Нинин голос. Все готово! Остывает...
Муж Толя от неожиданности подскочил на кровати, его просто заколотило от такой побудки, и вяло матеря жену, пошел на кормежку.
«Матеря жену, пошёл на кормёжку»? Однозначно, скотина!
Но есть и такое:
Цитата:
Обезумевшие Васильевы заметались по хате в поисках Николая...
Если «обезумевшие» не насмешка (как увлекательное занятие – замес теста), то Анатолий тоже подаёт надежду. Опять вопрос: почему же так легко бабушка списала дочку с зятем?
3. Зятю достаточно было одного эпизода, чтобы проникнуться доверием к тёще:
Цитата:
Зять недолюбливал тещу, но не потому, что Лилиана Валерьяновна была плохой, нет, а совсем по - другой причине. Ему казалось, что она видит людей насквозь!
Однажды, он решил гульнуть на стороне, но не успел еще даже толком с дамой договориться, как теща и говорит: "Только попробуй!"
Васильев почему-то сразу понял, о чем речь и не решился на измену - сделал вид, что не при делах, но разве старую ведьму обманешь.
Вопрос: почему дочь не доверяет своей маме? У неё-то подобных эпизодов должно быть много больше? Росла, наверное, с матерью?
Но если нет доверия (мало ли почему?), выходит, мама (бабушка) занималась больше своими проблемами, чем воспитанием дочери.
Возвращаемся к исходному вопросу: что положительного в том, что бабушка легко оставляет близких людей на смерть, а сама совершает
Цитата:
моцион вокруг прелестного искусственного озера с плавающими посередине лебедями
. Ведь лучевая болезнь убивает не сразу. Именно в эти минуты умирают близкие ей люди.
Все эти вопросы я называю (допускаю, что ошибочно) несоответствием сюжета реализации. Архитектура скелета требует совсем других мышц. В итоге, рассказ (для меня) скорее мёртвый, чем живой.
А придя к такому выводу, фраза из текста:
Цитата:
Мещанский мирок с его надуманными проблемами, как болото глубоко засасывает обывателей, и они перестают соображать в нужные моменты...
вызывает раздражение и отторжение. Это называется «назидательность». Подобная фабула может следовать из контекста, но не может быть частью текста.
Ещё одно техническое замечание. Ни один из ваших героев не вызывает сочувствия.
Муж с женой, потому что им не сочувствует автор.
Бабушка (тёща и старая ведьма) – потому что не подаёт признаков человеческих чувств.
Молодой человек в парке Львова – потому что на самом интересном месте у него сдают нервы, и он "ретируется".
Внук – потому что он выглядит куклой. Щёлкнули в голове мальчика кнопочкой: вот он и с бабушкой гуляет, и всё у него хорошо, а что родители погибли… да пусть их! Кричали всё время, ругали… без них даже лучше. При нём о его отце бабушка отзывается:
Цитата:
Это твой папа - покойничек так меня называл, да? - на "полном серьезе ругалась" Лия на внучика, кое-как сдерживая смех…
, а ему пофигу. Патамушта ребёнок?
А бабуля – продвинутый человек, едва сдерживает смех, называя при ребёнке его отца «покойничком»?
Это назидательность такая? И что же из такой назидательности вынес Коля?
Ответ дан точно:
Цитата:
- Понял, бабушка, понял! Какая же ты у меня... все-таки добрая, заботливая, умная... просто фея! - восхитился ребенок.
Так может, сделаем ещё один шаг? Как удачно ЧАЭС рванула: предки погибли, тут счастье и попёрло. А если бы не рванула? Бабушка бы помогла? «Заботливая, умная фея»…
Всё, вроде бы? Нет. Кот ещё:
Цитата:
в прошлой жизни Умка был нехорошим мальчиком, я бы даже сказала порочным, склонным к садизму.
Я почему-то не удивился.
Нет в вашей истории ни одного положительного героя. Человека, за которого хотелось бы переживать, которому хотелось бы сочувствовать.
Поэтому мне ваш рассказ не понравился.
Цитата:
Я думала, критика - это выведение не только на орф. ошибки, но и на другие недостатки, например по сути, по смыслу, по еще, чему-нибудь.
Вы правильно думаете. Вот только не уверен я, что вам приятно читать про «другие недостатки… по сути, по смыслу».
Вы хороший человек, пытаетесь словом помочь людям. Вы старались, придумывали, вычитывали. И тут кто-то чужой выворачивает наизнанку вашу выстраданную помощь миру. Мне это не кажется справедливым. Тот ущерб, который вы испытали, читая мои строки, много больше вреда, который вы нанесли миру своим произведением. Вот поэтому в последнее время (год?) в своих обзорах я стараюсь ограничиваться исключительно логикой и грамматикой.
Цитата:
Что писать другим?
Что думаете.
Цитата:
Ни-че-го не понимаю...
Я тоже.