Автор f026 писал(а):
Маугли Д писал(а):
Цитата: разбило потолок туннеля, обрушив несколько массивных плит перекрытия.
Вообще-то, тоннель формируется полукруглыми тюбингами, аболютно одинаковыми, что вверху, что внизу. Тоннель - круглый, для того, чтобы распределить давление грунта сверху. Таким образом, изнутри невозможно сломать тоннель (грунт мешает), только снаружи.
Спасибо за отзыв!
Понятно, что туннель - не квадратный. Только у меня фокальный персонаж - девушка, вряд ли она знает слово тюбинг

. Но плиты перкрытия - нехорошо даже для девушки, в этом Вы правы. Конечно, передалаю немного этот фрагмент, чтобы не шокировать разбирающегося читателя!
Почему все это могло обрушиться: червь уже разломал боковую стену туннеля, помните? К тому же, я сомневаюсь, что туннель нельзя "сломать" изнутри - а взрыв, что же, не разрушит его, если эпицентр будет внутри, а не снаружи? Достаточно нарушить целостность тюбинга, чтобы его куски обвалились, нет?
Дело в том, что чугунные тюбинги (из которых, собственно и строят) соединены не только по кольцу, но и по длине туннеля. Таким образом, чтобы обрушились верхние тюбинги, надо убрать эти соединения и дернуть тюбинги внутрь. Тюбинги имеют, кроме того, клиновую форму, которая препятствует смещению их к центру даже после удаления всех связей. В случае однонаправленного воздействия в одну точку (направленный взрыв) энергия взрыва должна преодолеть давление грунта (которое на глубине вполне приличное) и уплотнить грунт за стенкой туннеля таким образом, чтобы его объем (грунта) уменьшился примерно в два раза, чтобы вытолкнуть тюбинг наружу, что влечет за собой увеличение плотности на такую же величину. В естественном состоянии плотность грунта 1,8-2,2 т/м3. Для сравнения, плотность гранита - 2,8 т/м3.
Таким образом, теоретически возможно, чтобы червь просверлил тюбинги (алмазным сверлом по чугуну, да, либо проплавил), но чтобы обрушить их - нет. Ненаправленный взрыв в центре тоннеля не нанесет конструкциям туннеля никакого вреда - продукты сгорания и ударная волна распространяются в те стороны, где давление меньше. То есть, к открытым концам тоннеля.