Автор c026 писал(а):
Здравствуйте.
Можно ещё один отзыв о "Пистолете в коробке из-под обуви"?
Про мир вы уже сказали в ветке рассказа, но хотелось бы услышать о герое, о форме подачи и "о литературности" в целом.
Спасибо.
И все-таки, имхо, герой – наркоман:
«ни тебе свободных наркотиков – скучно», «не забудь таблетки, Джон», «ты все равно сорвешься», «ты ведь не забыл таблетки?», «смерть – довольно сильный довод, чтобы побороть ломку». И какой еще вывод может сделать читатель, учитывая, что Джона постоянно глючит? Сорвался после смерти жены и подсел на «колеса», типа ЛСД – их, правда, марками употребляют, но это же будущее.
Как я понял, герой задавлен кучей комплексов – у него воняют ноги, он хочет на юг, при этом боится стать наркоманом или вздорным наглым стариком и мечтает быть простым человеком, у которого есть работа и которому есть, куда ехать вечером – домой. Жизнь у него не легкая, побило его здорово, но в конце концов он сумел стать сильной личностью – застрелил свое прошлое, раздавил таблетки и ушел учиться. Если честно, я этого не увидел – но, насколько понял, это прописано в тексте.
Форма подачи интересна – потоки мыслей разных – и в то же время одного и того же героя, что снимает проблему их, в общем-то, одинаковости. Похожесть немного напрягала, но оно так и должно быть.
Настоящее время замедляет действие, делает его тягучим, монотонным, как серые будни наркомана, борющегося с ломкой. Куски текста «других я» рассказывают про последний день, который завершается тем, с чего начинается дневник – выясняется, что стекло не просто разбито, сам же его и вынес, да еще пулей. Параллельно идут две недели после этого дня. Имхо – тяжело читается, но ведь никто и не обещал, что будет легко

Куски текста от других «я», если я правильно понял, иллюстрируют части дневника: представление о Джоне с вонючими ногами, то ли идиоте то ли очень сильном человеке; мечты о тепле и юге – а с чем еще ассоциировать, как не с грузином?; мечты о «нормальной» жизни; страх скатиться в дворника-наркомана; жена.
Интересно. Кажется, там и символики много – в частности, 68-ой автобус можно воспринимать как год начала движения хиппи, если не ошибаюсь. Наверняка, много чего еще – не докопался.
Честно говоря, мне такое нравится «под настроение».
Честно говоря, не поверил в героя. Может, из-за ощущения «литературной игры». Может, из-за деталей, вроде «Это лучше наркотиков!», может, из-за того, что человек во время ломки может думать о чем-то, кроме ломки и дозы. Текст воспринимался отстраненно, как интересная замысловатая головоломка. Проблема – наверное, моя, а не рассказа – что я не могу воспринимать наркотики как игру. Хоть литературную, хоть нет. Ну чего там? Попробовать, оно и правда на игру похоже. А что на героин можно с одного укола сесть – так это сказки взрослых, «пугалки», не бывает же так на самом деле! Захочу – слезу, может, и не понравиться вовсе. А как же жить, если не попробовать? Ну а уж покурить – и вовсе милое дело, фигня, что очень многим скоро становится «мало» и хочется попробовать чего посильнее да поинтереснее, уж со мной-то этого точно не случится! Я только поиграюсь...
Концовка у рассказа – имхо, провальная, но сколько читателей – столько мнений

Говорят, с наркотиками нельзя завязать – можно только соскочить на время. Если повезет, наркоман умирает раньше, чем срывается. А в рассказе – дитё пошло в первый класс, размахивает тетрадкой и кричит «это вам не детские проблемки!» - особенно слащавость фразы резанула.