Так. Уже хвалили? Хорошо! Тогда позволю себе вольность. Альтернативное мнение.
Увы мне! Простите, Автор! Простите, коллеги! Не могу сдержать прущего впечатления:
Прочитал рассказ с большим любопытством и вниманием. В конце концов остался под огромным впечатлением. Не шучу. Огромным.
Я прочитал все сразу без пометок. После чего понял – этот рассказ больше всего напомнил мне тихую женскую истерику, причем очень глубоко внутреннюю, и оттого внешне заторможено спокойную, даже равнодушную. Судите сами: После вступления о «Тьме», немедленно начинается ироничное нытье героини. Вот – вот, а ироничное нытье как раз очень присуще «сильным» женщинам с проблемами. Мол, я несчастна, но вот вам хиханьки по этому поводу, потому, что я сильная с характером.
Автор рисует нам образ сильной и спокойной женщины – Веры, причем чем дальше, тем больше образ «супер-Веры» каменеет. Она с холодным равнодушием и бесстрашием (что не характерно для людей) переносит мистические ужасы, всегда иронична, всегда с издевочкой и злобиночкой.
А дальше. А дальше на фоне фантастических событий начинаются пометки на тему: «Все люди сволочи».
Итак – список жертв острого языка Веры:
Дядя – лучше бы был не таким честным (её шутка). И под финалочку: «Такой умный, такой изобретательный, такой гениальный, такой догадливый... Что ж ты сидишь в дорожном серпентарии и шевельнуться боишься? И цвет лица у тебя для живого человека уж очень подозрителен.» - так ему дяде, за машину, что не мерседес. «Вера хотела еще резких слов добавить…» - это понятно.
Подчиненные дяди – лицемеры (поддакивают, а сами пальцем у виска)
Бывшая жена дяди – «из тех, что даже хвостом вилять не умеют», а кроме того сквалыга.
Родные Веры – надоели, «грузят своими заботами», «осточертевшая мамина герань».
Пассажир – еще до знакомства, просто пассажир, человек: «...ожидая момента, когда кашне, замотанное вокруг ремня безопасности, оторвет ему голову» - не предупредила, значит ей любопытно увидеть чужую боль.
Тетка с измученным лицом и карапуз на руках тетки – мгновенное обвинение «Такие ангелочки норовят сидеть на маминых руках и папиных плечах до тех пор, пока у них не начинают расти усы».
Аптекарь – которому супер-Вера подставляет крепкое плечо – «Чертов извращенец».
Студенты – «крепкие парни с круглыми от испуга глазами. Все они орали и матерились.» далее «сидели неподалеку… И нервно почесывались.» - грязное быдло, да? И джип она у них отняла. А джип не шутка – где студенты виноваты? А нигде – просто «плохие» и всё, поскольку у супер-Веры не клеится личная жизнь.
Жители приозерного – синюшные, зеленушные.
Бумажная шушера (администрация) – паразиты, придурки.
Антон – изначально Вера даже раздумывает, «заигрывать с ним или нет». Затем автор резко записывает Антона в «гады» и начинает измываться. Когда он заорал от страха, Вера привычно отреагировала злорадством: «Конечно, студентов в неприятности втравливать легче», – со злостью подумала Вера. Далее «бравого офицера» Автор делает трусом и размазней: «офицер дрожал», «полуобморочный шепот», «постанывал», «истерично перебирая в пальцах лямки рюкзака», «Унизительно смотреть, как взрослые мужики плачут от страха». Зачем так много и так часто? Автор, зачем смаковать, читатель уже понял…
При этом сама супер-Вера просто образец спокойствия, уверенности и хладнокровия: тонко шутит, покровительствует. Ну и авторское, чтоб читатель не усомнился, кто тут плохой: «Мерзкий и трусливый тип.» - прямым текстом. Далее подлючесть Антона проявляется всё ярче: «Вере захотелось пнуть его. Куда-нибудь в больное место». «Вытряхивайся. Да вылезай же, мне закрыть надо.» - правильно, супер-Вера – так с перепуганными людьми и надо обращаться. Ну, а поскольку Антон не только рохля, но и вообще неадекватен: «он стоял снаружи, театрально облокотившись на дверку…» - это сразу после того, как рыдал от страха. Впрочем, в планах Веры – его спасение.
Валера Орлов – знакомство с этой личностью читатель начинает со злорадства Веры по поводу неприятностей бывшего парня: «Так ему и надо. Значит, к лучшему, что он раньше сбежал и Веру ни в какую дрянь не успел втянуть. Очень хорошо…». И при следующей встрече (на джипе) первая же её фраза снова полна злорадства: « – Эй, люди, где мы? – Валерка ее не узнал. – Где надо, – не без злорадства ответила Вера». А затем, конечно, демонстрируется полный набор плохиша: «…фоток в бумажнике нет. Как и денег. Как и мужества. Как и запасного ума. Ей вдруг стало жалко и его.» Так. Одного мужика Автор с Верой уже «сделали», теперь принялись за второго. В финале – торжество брошенной женщины – Валера умоляет спасти его, а Вера снисходительно соглашается, определяя наказания. И, разумеется, проявление жалости – как признак превосходства. Ох, мечты, мечты…
Голубоватая девочка – ей почти повезло. Впрочем, нет: «– Нет, ну ничего аптека была, полезная. Надо постараться вернуть ее городу.» Т.е. в финале истории Вера запланировала отнять у голубоватой девочки аптеку и «мятные леденцы от кашля», которые были у нее за конфеты.
Как видите, ни один персонаж рассказа не ушел с пустыми руками, всем досталось. Без исключения. Кто-то говорил, что Вере попадалось в жизни много плохих людей. Ой ли? Далеко не ангел наша Вера, в каждом найдет бяку, хлестнет словом. Мы же не знаем, что там на самом деле происходило - все с её слов. Может и бывшая дядина жена не так плоха, и студенты молодцы - поехали выручать друга из беды.
Мне понравился этот рассказ. Не за фантастику (фантастический элемент довольно простой) - за образ. Главный герой – личность. Пусть страшная, обозленная и уставшая, - но живая личность. Однако то, что именно этого человека Автор сделал Мастером дорог – внушает опасение. Слишком предвзятый "судья" получается.
P.S. Ни за что в жизни я бы не хотел повстречаться с Верой.