Включаюсь в разговор о фишках)
Главная фишка - никаких фишек! По крайней мере, заранее заготовленных.
Рассказ строится на колоритном персонаже и интересном (на мой взгляд) сюжете. Это не означает, что в нем не поставлено никаких вопросов, но "идейный план" я отнесла в разряд вторичного. Потому что вынести "идею" на передний план с моей точки зрения означает заведомый провал. Читатели делятся на две неравномерные группы: те, кто хочет получить от чтения удовольствие, и те, кто ищет философские решения. Любители философии, правда, чаще выбирают не художественную литературу для удовлетворения своей жажды, поэтому даже они все-таки чаще ищут в рссказах удовольствие.
А значит, должно быть прежде всего интересно. Это соус, под которым можно подать любую идею, не особенно заботясь, чтобы она непременно влезла в глаза читателю. Вдумчивый и так найдет, а невдумчивого можно только оттолкнуть. Опираясь на свой крошечный конкурсный опыт, могу сказать, что не стоит верить критикам на слово, когда они отзываются о вашей "идее". Идея вторична, идея не зацепила - все это слова, обозначающие одно: не интересно. То есть, идеи всегда даже не вторичны, а десятиричны:) Найти новую философскую проблему крайне...даже нет, почти невозможно. Можно попытаться найти новое решение, но даже не это важно. Важно, в рамках какого сюжета и в каком антураже его представить.
Конкретно в моем рассказе есть пара ведущих вопросов, представленных не через рассуждения, а через действие, потому ненавязчивых. 1. кто в этом мире заслуживает жалости в хорошем смысле этого слова 2. главная. Какую цену мы готовы заплатить за собственную жизнь, и оправда ли эта цена.
1. решается через линию Грум - Азра - мать насильника-насильник-девушка - Мартес. Сожаления заслуживают те, кто сам способен испытывать сожаление. Поэтому Мартес жалеет мать насильника, поэтому Азра, в некотором смысле тоже не безгрешный, тем не менее способный пожалеть девушку, получает в итоге право сохранить свою личность, а Мартес, готовый и пожалеть, и вобщем потенциально даже совершить жертвенный поступок(которым кстати ни за что не станет кичиться или считать чем-то грандиозным), но только по отношению к тем, чья жизнь объективно чище и ценнее его собственной, получает в итоге право побега:) 2. Решается на уровне всех героев. Каждый (Грум, Азра, Мартес, девушка, насильник) готовы ради сохранения своей жизни на жестокость, предательство, нарушение обязательств. Жить всем хочется. Но только один из них объективно способен оценивать самого себя, не оправдывая. И при том, что ему нравится жить, и жизнь для него - игра, он умеет достойно проигрывать. И даже "слить игру", если вдруг такое покажется ему правильным. И кстати, есть еще одно качество, которым не обладает ни один из персонажей, кроме Мартеса. Он единственный, кто умеет "жить на всю катушку", он единственный, кто по-настоящему понимает истинную цену этого чуда. Обладая всеми названными качествам, он и получает шанс обрести вновь свободу. Любящий и ищущий - да обрящет.
|