Ладно, автор, продолжим…
Уж очень меня заинтересовало Ваше произведение, - чего ж это я такой глупый, ну никак не могу воспринимать его ТАК, как Вы предлагаете в своих разъяснениях.
Причём, отмечу, судя по постам выше, не один я такой. И, по-моему, практически все спотыкаются именно на второй сюжетной линии рассказа с «воплем» Бога и мыслями «аспида».
Перечитал Ваш рассказ в четвёртый раз, заодно и все комментарии к нему. Повторюсь, что НФ для меня любимый жанр, которым увлекаюсь очень давно. Это к тому, что я не противник жанра и ни в коем случае не въедливый критик, цепляющийся к каждому слову. Нет. И я здесь только потому что согласен с устроителями конкурса – ХОРОШЕЙ фантастики очень мало! Читать почти нечего!
Так что же такое ХОРОШАЯ фантастика и чем она отличается от плохой? Почему одни вещи читателей (или большую их часть) отталкивают, вызывают непонимание, головную боль, а другие вещи принимаются большинством на ура, без всяких вопросов по сюжету?
И еще такой вопрос по теме. Совместимы ли головоломка и фантастический рассказ? Одно в другом? Разминка мозгов для гениальных читателей-эрудитов и головная боль для обыкновенных. Не все же любят головоломки, да?
Лично я не люблю! Просто терпеть не могу! Я читаю не для того, чтобы мозги себе ломать (зачем?), а получать удовольствие от «вкусного» произведения. Если нужно будет мозги тренировать, я поищу для этого другие способы.
Интрига, недосказанность (в меру), тайна, непредсказуемость финала – да, это интересно и увлекает. Но в конце (а лучше и по ходу дела) должно быть всё основное действо понятно (в том числе и смысл использованных автором слов), в конце туман должен рассеяться и читатель увидеть ясную и понятную картинку, которая выдавит из него слезу, заставит проникнуться новыми чувствами, переживаниями, «переболеть» приключениями ГГ. Иначе – разочарование! Обрыв рассказа на самом интересном месте или концовка, вызывающее множественные толкования, либо просто полное непонимание – зачем было огород городить и что за «Код да Винчи» тут закопан… Чтобы понять, надо дешифровальное дело изучить, стать Шерлоком Холмсом, победителем конкурса «Знатоков» и т.д. - а оно мне нужно? Запомнить автора, закрыть книгу и выкинуть подальше! А потом отдохнуть, придти в себя и почитать что-нибудь успокоительное.
Теперь к «Крику Бога». Для начала я поинтересовался, почему автор в одних местах пишет «крик» Бога, а в других – «окрик»? Полез в Большой Толковый Словарь (Санкт-Петербург, Издательство НОРИНТ, 2000г, 1535 страниц).
Вот что нашел:
Крик – Громкий, напряженный звук голоса, очень громкое восклицание (стр. 470),
Окрик – Возглас, обращенный к кому-либо с целью привлечь к себе внимание, остановить и т.п. Или – возглас, содержащий приказание, предостережение, угрозу (стр. 710).
Как видим, это не совсем одно и то же….
Для меня диссонанс начинается со второй строчки, с попытки понять смысл всего рассказа и кусочков с мыслями-рассуждениями «аспида». Кстати, что интересно, именно вот эта, «аспидная» часть и вызывает у меня, и, кажется, у многих других коллег дискомфорт, непонимание и головную боль. К основной части (с Максимом и его «деятельностью» на Луне) серьезных замечаний нет ни у кого. В том числе и у меня. Там всё ясно, понятно и легко читается.
Продолжаем. Крик и окрик, понятия нематериальные и в то же время четко представимые (по Толковому словарю). Есть у них в русском языке свои конкретные смысловые значения. Автор рассказа дает этим словам, кроме старого смысла, еще и новые, им самим выдуманные . Крик (окрик) Бога в его трактовке содержит всю! информацию о сотворении мира и его будущей! судьбе, прописанную в мельчайших подробностях. Гигантского объема информация, надо полагать.
Естественное восприятие читателя – ну кто-то что-то проорал! Ну больно было или амбиции или еще чего. Это всё понятно! Звук он и есть звук! Колебания воздуха. Ан нет! У автора в рукаве (и на уме

) другое понятие. Непривычное и неестественное. Крик (окрик) это оказывается…. – мегалит («окатыш», эллипсоид! Да и здоровый, с полуосями 15Х10Х5 метров), (что такое мегалит – пока непонятно), но читаем в тексте «…нашел окрик, отметь место и дуй за следующим… копию снять … а Отцы только своим детям списывать дают…». Тут рождается куча вопросов ?????????? Без ответов в рассказе. Ломает привычную логику чтения. Автор поставил вопрос – пусть будет добр дать СВОЙ ответ. Достаточно полный и вразумительный. И ещё чтоб понятно было, зачем сея частность тут объявилась. Но кой, то есть. Автор добродушно предлагает на этот счёт читателям мозги поломать, ему самому недосуг всякие там мелочи объяснять.
Продираемся по тексту от «аспида» далее и натыкаемся еще на одно толкование «Крика-окрика» - «…Был ли окрик естественным следствием созидающей железы!!! Отца, или он свой ларец творил отдельно, как тамгу, отметку о вновь созданном мире…» - Всё, я в ауте! Еще и «железа» какая-то «созидающая»! Появились новые значения слов «Крик-окрик» - оказывается, это возможно! (а возможно и нет!) «следствие созидающей железы Отца» или «…ЛАРЕЦ!, Который он (Бог) творил отдельно!» Не знаю, как Вы, дорогие читатели, а я уже притомился блуждать в потемках с новыми словами и их «вероятными значениями». Автор, чтобы «облегчить» жизнь читателю уточняет «.. ларец творил…, как тамгу, ….». Что такое тамга? Не знаю, лезу в Толковый словарь. К своему удивлению такого слова вообще не нахожу. Вот блин! Прямо детектив какой-то… Но ничего, я упорный, найду! И впрямь нахожу в Большом Энциклопедическом Словаре (стр. 1178). Ага, знай наших! На дне морском и то раскопаем! Читаю
1. Тамга – климатический и грязевой курорт в Киргизии на южном берегу озера Иссык-куль.
Ни хрена себе! Так что, «ларец творил, как тамгу» - курорты что-ли такие делал? Наверное, вот этот и сделал. А на Луне, что тоже эта самая тамга – курорт такой? Я в тоске…
Ищу дальше… Ага, вот еще значение..
2а. Тамга – (тюркско-монгольский яз. !!!) – знак собственности (тавро), имевший распространение у монгольских скотоводов. Ставился на деревьях, оружии, на коже (шкурах) животных и др.
2б. Денежный налог, взимавшийся с торговли, ремесла, различных промыслов в некоторых странах Востока и в России после монгольского нашествия 13 в. Существовал в 16-17 веках.
(То, что автор сам где-то даёт толкования некоторых слов не убеждает. Непонятно, откуда он их берёт…). Слово «мушли», «мушля» не нашёл пока нигде… Может, это из турецкого или китайского? Так, пардон, откопал-таки значение слова «мегалит» в Большом Толковом на стр. 527. Это оказывается из греческого, megas – большой, lithos - камень. Древнее культовое сооружение (памятник, гробница и т.п.) из огромных камней. У-фф… Так, с греческим тоже познакомились. Эрудиция стремительно растёт!
Значит, стало теперь более понятно (несмотря на тюркско-монгольский язык!), что тамга – это одно из трех, либо курорт в Киргизии, либо тавро, либо денежный налог. Не будем сводить ситуацию к абсурду, попробуем трезво (пока) разобраться. Хотя все три значения предполагают содержание некоторой информации, но ни одно из них никак сможет вместить столько, сколько закладывает автор – всю! информацию о сотворении мира и его судьбе. Опять что-то не то… Уж если б рассказ был назван «Плевком Бога» (или еще чем-то более твёрдым, но это уже неприлично развивать

) мне было бы более понятно. Вот замерзший плевок, окаменел, понятное дело, три миллиарда лет. Слюнная железа у Бога? А что, вполне вероятно! Как у нас. Информация о сотворении мира? Запросто! Щас по ДНК Бога наши генные инженеры разберутся со всеми делами и самого Бога заодно расклонируют в скольких хочешь экземплярах! Ноу проблем! Тем более Бог – не человек, на него законодательные запреты не рапространяются! Клепай их с конвейера по низкой цене и торгуй на здоровье. А чтоб Боги не артачились – применим технологии генной инженерии и выведем такие экземпляры, которые будут послушны хозяину – ЧЕЛОВЕКУ! Вот и всё! Упростили проблему. Не Крик Бога, а Плевок Бога. Просто, понятно и по-русски!
Не, друзья, доказывать почему не понял такую простую вещь как какой-то «вскрик» и его производные, непросто. Объяснять, почему тебе вот ЭТО читать тяжело. Автору-то что? Ему, скажем, приснилось всё готовенькое, он проникся, взял да переложил на бумагу сновидение, как глас свыше без критического разбора, как данность. Или там трудился где-то в таких конторах и на таких «трудовых» фронтах, в которых аналогичными проблемами занимались запросто, как ремонтом обуви или электрочайников. Автору просто – читателю сложно.
Картинка, образы строятся на том, что массовому читателю известно и допустимо. На принятых значениях слов русского (в данном случае) языка. Новояз или наполнение слов новыми значениями допустимо, наверное, но не всегда и везде. И очень осторожно. Не скачками-рывками с винегретами смыслов.
В тексте рассказа есть «скрытая путалка». Какая? Читаем с начала
Тонкий ручеек силы… - ну это чего угодно может быть, а вот дальше!
Нештатная загрузочная процедура…. - А вот тут-то граждане читатели встрепенулись! Ага! Загрузочная процедура! Да еще нештатная! Всё ясно-понятно! Есть какое-то техническое устройство – робот, микроконтроллер, комп, в который начал заливаться софт, согласно нештатной ситуации! Обычное дело! Этим никого не удивишь. Удивляется читатель потом, когда начинает допетривать, что техническое устройство автором либо не подразумевалось вовсе, либо оно размышляет точь в точь, как те Мыслящие, к которым оно, вроде как относится с пренебрежением. С высоты своих трех миллиардов лет (как минимум). Это устройство можно обозвать и аспидом и кем угодно, но непонятна его сущность, и не видать в упор никакой связи слова «аспид» с райским садом (это ж додуматься до такого надо, либо быть ясновидящим). Меня на этом этапе, когда я пытался разобраться, хто такой аспид (и почему у него начал глючить Первый закон роботехники) и почему он тырит энергию у несчастного Максима (да еще БЕЗ подключения к клеммам аккумуляторов!!!) самого сильно заглючило! Дистанционно разряжать аккумуляторы – я бы это принял. Ну, наслал там робот или искусственный интеллект какой гадости, типа Х-излучения и дистанционно разрядил аккумуляторы. Так он, подлюга, заряд высосал! Как! Это настоящая фантастика для меня, инженера-электронщика. Есть, есть специальные способы передавать энергию бесконтактным путем, со всяким сложными интерфейсами-преобразователями, но помаленечку, да и автор об этом ни словечка читателю. Молчит, как партизан. Верьте ему на слово. А я инженер-читатель почему-то упираюсь и не верю. Уже не говоря о том, что сколько той
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ энергии должно быть нужно описываемому персонажу, чтоб УЛЕТЕТЬ с ЛУНЫ на КРАЙ ВСЕЛЕННОЙ! Жуть! Просто не могу представить, сколько там было электроэнергии в Ампёрах, в тех трёх-четырех аккумуляторах весом по 300 кГ. Пусть они даже были бы танковыми и через 50-100 лет! Ну ладно, там еще в космосе «солнечный ветер», наверное, кажется «шевеления»
эфира, какие-то «мерцания» помогают. Проехали. Допустим. Идем дальше?
Нет, тяжело критиковать такую вещь, друзья. И на 90%, наверное, хорошо ведь, понятно, написано, а вот оставшиеся 10….
А, я понял, могу еще долго описывать свои мучения и трудности восприятия сюжета и мыслей «существа», но главное тут не это. Главное тут - испытание новой совершенно секретной военной программы. Полигон – любители НФ и этот конкурс. Оружие огромной разрушительной силы, действующее на неограниченных расстояниях. Степень поражения регулируемая. От минимального (типа голова заболела) до максимального (типа «крыша поехала» или на пределе - вариант «зомби»). Если будут достигнуты подтверждённые положительные результаты, автор рассказа получит сразу звание генерала, статус военного гения и пожизненное место в секретном бункере с офигенной зарплатой.
Это новое секретное оружие – скрытый вирус в литературных произведениях! Куда там 25-му кадру или «лучам смерти»!
Небольшие комбинации слов «со специальным закодированным смыслом» в отдельных местах текста и … Гипнотическое воздействие обеспечено, целевые аудитории делают всё, что задумал автор и заложил в тело вируса!
Я, конечно, тут уже стебаюсь просто. Пусть автор не обижается. Ну не могу все придирки мои к тексту тут озвучить. Уж очень их много! Устал…
Пишет автор замечательно. Вот только кое-где и кое в чём я его просто НЕ ПОНИМАЮ, и этим своим небольшим постом попытался указать на некоторые «недостатки» в его работе. Что не все читатели такие умные и эрудированные как он (в том числе и в знании слов греческих и тюркско-монгольских наречий), а потому при написании ДАЖЕ такой расчудесной фантастики нужно подумать и об обычных читателях, позаботиться, чтобы и до них, сердешных дошло, что же хотел поведать автор…
Удачи, дорогой автор и без обид, пожалуйста
Я ж не в юморе тут с Вами соревнуюсь, а мы вместе ищем закопавшуюся куда-то суть рассказа, которая упрятана куда как глубже «аспида».
Пишите ещё!
Это, конечно, не полный «разбор полетов» по рассказу, а только «чуть-чуть», показ направления. Целиком не осилю. Уж очень много времени уходит…
Я попытался здесь показать одну элементарную вещь. Автор выше, в своих постах, всё вроде объяснил непонятливым читателям и разложил всё (как он думает) по полочкам. А картинка-то всё равно НЕ складывается. Объяснения – объяснениями, но не покупать же в самом деле каждое произведение вместе с автором или его закадровыми комментариями (что он имел в виду ТАМ и что ЗДЕСЬ…). И еще с набором Энциклопедий и разных Словарей иностранных слов.
Ну пока всё.