Это ещё один рассказ, автору которого я обещал отзыв.
К этой работе у меня тоже претензии, только не к словам: буковки-то расставлены правильно. Претензии к архитектуре.
Первый блок нас знакомит с Шимусом Макди – безжалостным хатигаром–наёмником. Зарисовка выполнена в грубовато-реалистичной манере. Сразу ясно, что автор с читателем вазюкаться не будет. В этом рассказе – правдиво о правде. Без сюсюканий, «аллей и беседок» (с).
Вторая часть: воспоминания Шимуса о детстве. Толково, зримо, осязаемо. Нищета и безысходность. Умирает мать. Изгнание из дома. И эта глава носит описательный характер, что, вообще говоря, не способствует динамике. Тем не менее, читается с интересом. Мастерство, с которым автор «закручивает» пружинку сюжета – очевидно. «Проехали» 12 тысяч символов, но усталости от текста нет.
Напротив, заключительные слова 2-ой главы: «Я много размышлял и, в конце концов, признался себе, что, похоже, все эти десять лет ждал, когда меня позовут. Попросят о помощи. И вот - это случилось. Что ж, я вернусь в Гран-ор. Посмотрю, что стало с моим домом». Прекрасно гармонируют с зачином третьей: « Между тем, прошло полмесяца, прежде чем я снова вступил в мёртвые пески Орикс, начав путь к старому городу. Ещё дюжина дней потребовалась, чтобы пересечь пустыню».
Дальнейшие строки, наконец, точно определяют, в каком жанре нам собираются рассказывать историю: вестерн. Традиции, антураж, мотивы.
Два брата. Один ушёл. Другой остался. Тот, что ушёл, сильный выносливый боец, что остался – ну, в общем, НЕ боец, зато что-то может (воду из воздуха, в пустыне). Есть красавица. Есть банда негодяев, щемящих простой люд. Отец умер…
Всё как положено.
Сейчас герой всыпет плохишам. Покажет, кто быстрее всех револьвер выхватывает.
И вот тут-то пошли сбои.
Цитата:
1. «Двое охранников – не проблема. Проблема - убедить в этом Алисию. Я долго спорил с ней»…
Не будет герой пустыни – пожизненный одиночка «спорить» с девушкой о плане операции, которую может осуществить самостоятельно.
Цитата:
2. «Мне пришлось вытащить из сумки «неслышный голос Иерихона». Маленькая шкатулка, умещающаяся у меня на ладони.
- Видишь это, - сказал я. – Если поднять крышку, каждый в радиусе метров двадцати свалится с ног. Сибариты используют такие штучки для охраны сокровищ. Один парень хотел с её помощью устроить мне ловушку. Оказалось, на меня она почти не действует».
Не будет герой рассказывать девушке о тактико-технических характеристиках своего тайного оружия. И раскрывать свои сильные стороны ему незачем.
Цитата:
3. «- Иди! – побежав через дорогу, завопил я. – Идиии! Делай всё, как договорились. Иди»!
И «вопить» герой не будет.
4.
Цитата:
«Пистолет – в сумку. Кажется, всё»…
Я закрыл шкатулку и рванул на второй этаж с винтовкой в руках. Вверх по лестнице, перепрыгивая через три ступеньки»
. Это очень неразумно для героя вестерна! «Вверх по лестнице, перепрыгивая»… проще с пистолетом. А с винтовкой в стеснённом стенами и углами коридоров пространстве не развернуться. Даже на улице винтовка хороша только на длинных проспектах. Когда плохиш со всех ног удирает от героя, а тот ему всаживает со ста метров свинец про меж лопаток… Лирика, конечно.
Но что в ограниченном пространстве пистолет предпочтительнее винтовки – факт.
5. Поведение героя у окна, когда всадники догоняют Алисию, а он просто наблюдает – плох.
6. Диалог после ранения Алисии – очень плох.
На мой взгляд, весь экшен никуда не годится.
Особенно плохо, потому что зачин давался, как неспешные вдумчивые вводные. Но действие – плохо продумано. И этот разнобой раздражает.
Собственно финал (вода из воздуха) – вопиющий контраст с выбранным жанром.
Вода из воздуха - это больше похоже на притчу, легенду, миф.
Но завязка-то вполне реалистичная! Нарываемся на противоречие между реализмом (жёстким, реализмом) и какими-то возвышенными идеалами (любовь даёт океан воды из воздуха в пустыне).
Я к тому, что вещь великолепна.
Исправить всё – очень просто.
Экшен просто вдумчиво переписать.
А в финале вспомнить о подземных озёрах Австралии. Пусть вода будет! Пусть будет очень много воды. Но обоснованно! По законам жанра. У нас ведь фантастика. Вот и пусть младший брат силой мысли поднимет давление внутри подземных полостей. Артезианка сама ударит ключом. Банду плохишей смоет. А славные герои выйдут победителями. Совсем неплохо и в духе РБЖ.
Вот только лирическую часть ещё бы приглушить. Что-то должно оставаться за кадром.
Такое, вот, раздраконивание.