Этот сюжет относится к категории тех, что я называю «Убийство Колобка». Просто на одном конкурсе был рассказ с таким названием, где сказочных персонажей убивали современным оружием. А по большому счету, убивали сказку.
Ведь что такое изначально сказка? Столкновение двух миров, реального и волшебного. При этом волшебный мир сильнее за счет своей, условно говоря, «технологии» – то есть магии, колдовства. А герой, человек из реального мира, сильнее за счет моральных, нравственных качеств. Или слабее. Сказка – это инициация, проверка персонажа на порядочность в экстремальной ситуации. Только в этом реальный персонаж может превзойти сказочного чародея. Иногда вплоть до самопожертвования.
Это я сейчас так красиво формулирую, потому что сама сказочница. А в детстве, когда читала или смотрела некоторые современные сказки, раздражало, когда какой-нибудь пионер Вася Пупкин (или две пионерки, как в «Королевстве кривых зеркал») попадал «в сказку» и начинал там устанавливать свои порядки. Пользуясь современными знаниями, техникой, разрушая сказочные законы. И вся эта хрупкая красота – наивные мерзавцы, доверчивые злодеи, добрые душегубы – исчезали, Йагупоп превращался в обычного попугая, а в финале над всем этим еще водружался красный флаг. Мне отрицательных персонажей было жалко.
То же самое чувство я испытала, когда читала этот рассказ. Возможно, и нельзя его назвать в полной мере сказкой. Это, скорее, опыт переработки сказки в фантастику. Но суть осталась.
Сталкиваются две реальности. В одной есть стража, которая охраняет сокровища. Стража ожидает от пришельца определенной модели поведения. В зависимости от того, как пришелец поступит, его ждет наказание или награда. То есть начало соответствует сказочному канону. И есть другая реальность – герой, для которого сказочный канон не существует. Он ведет себя по законам боевика. Добыть то, что нужно, любой ценой. И добывает. Потому что герой – практически неубиваемый, всесильный, рассчитывает ходы наперед и никогда не ошибается. Ему все равно, кто перед ним – сказочные гули, терминатор, вампиры или гопники. Ему надо, и все!
Вспоминается анекдот. Рыцарь ехал по пустыне, увидел озеро. Возле озера – дракон. Стал он биться с драконом. Долго дрались, не могли друг друга одолеть. Упали в изнеможении, и дракон спрашивает – а чего ты хотел-то? Воды из озера попить, отвечает рыцарь. Ну так и пил бы, удивился дракон.
Герою не сопереживаешь. Мне было жалко этих несчастных тритонов, которые заранее обречены. Вот в чем суть – стража и герой играют по разным правилам. Они ведь сразу гостя не убили, а вступили в контакт. Может, загадку загадали бы. Они же наивные, сказочные существа. Волонтеры, добровольные защитники цитадели. А он их – за рога, да ножницами в глаз. Лужи крови и мозгов. Хорош Аладдин, нечего сказать. Из-за одной лампы столько дров наломал.
Из мелочей – непонятно, кем были стражники. Гули или тритоны? Вроде, это разные виды нечисти, а тут названия используются как синонимы. Я сначала думала, что их четверо. А еще – биомех, чудовище, людоед и Первый-Второй. Классический случай избыточности имен.
Цитата:
Притчу про доброго самарянина слышал?
Вроде, там самаритянин был.
Удачи на конкурсе!