005 Місія "Одіссей"
Второй ковчег, на этот раз "честный". Насколько можно судить, корабль не так далеко улетел от Солнечной Системы - разгоняются они меньше, чем g, раз за десять лет так и не дошли до скорости света... То есть, Вилания "пасла" человечество уже давно? Иначе как бы они могли перехватить так заранее, чуть ли не на вылете, звездолет, узнать, что они летят к ним? В принципе, почему бы и нет, инопланетяне вообще врут, как дышат. В принципе, логично, что и остановка сердца Павла именно в тот момент, когда рядом Мадлен - тоже совсем не случайность, а тщательно выверенный момент начала контакта. И что отец, который будет сердиться, тоже совсем не случайно подстроил все так, чтобы Трия все сделала так, как сделала.
Получаются, по сути, боги, который забавляются с людьми. Богов жестоких - они играючись убивают восемнадцать человек (что им могли сделать боевые экстрасенсы?), ломают двигатель, не думая о возможном крахе корабля, устраивают пожар, в котором гибнет неизвестно сколько людей. Если даже никого не затоптали, то "Хто був ближче кинулись вперед з надією встигнути. Вдалось небагатьом." означает, что шлюз закрывается в любом случае, есть там тело или нет, верно? И так же играючись, отправляют сознания людей в ящеров. Забавно, в принципе, да. Такие себе игры богов. А что они могли? Я так понимаю, они могли и корабль развернуть и ускорить, если бы захотели. Или войти в контакт еще до старта ковчега и перекидывать людей - добровольцев. Не, ну в принципе, боги такими и должны быть. Что им смертные? Боги, пожалуй, понравились. Правда, без ваших комментариев, я бы, наверное, так и не понял, что произошло.
А вот «смертные» - не понравились. "Здається вона просто забула як дихати" - это ответ специалиста? Если у нее перестали расширяться легкие, логичнее предположить внезапный паралич мышц, нет? Если мышцы движутся (на видео можно отследить, наверняка) - либо что-то мешает попасть кислороду в легкие, либо из легких - в кровь. Если бы можно было "просто забыть", то людям бы пришлось не спать, как акулам. После этой фразы я как-то перестал воспринимать рассказ серьезно. В целом поведение людей какое-то... Не очень я в него верю. Говорят и думают они как-то... Не естественно, что ли. Театрально. Не натурально. Разумеется, это на мой вкус. Я иногда и вполне живых людей слышу и думаю "люди ж так не говорят!" Ну вот, например "- Скільки разом? - Вже п’ятеро." То есть, капитану не докладывали, пока убивали его боевых экстрасенсов? Их же было четыре - а может, и восемнадцать, людям в рассказе тоже лучше не верить лишний раз. Но не суть. Если докладывали, то как капитан может забыть? "Вже пята, мать вашу перемать раз так эдак и еще вот так!" - в это бы я поверил. Ну или хотя бы многозначительное суровое многоточие. Или вот: "- На вашій фермі двоє загиблих. - То були нещасні випадки! - Вас не здивувало, що за десять років жодного, а за останній місяць аж два? - Ну-у раніше теж траплялись.» Это серьезная, взрослая начальница фермы, которая заботится о своих людях? У нее два несчастных случая с летальным исходом за месяц. Обычно после первого начинается служебное расследование нарушения правил безопасности, перетряхивают все и вся, увольняют, осуждают… да даже если нет, у нее погибли двое, за которых она отвечает. А она не в депрессии, не в самокопании «что я сделала не так?!», а еще и позволяет себе смешки «все живые»? Это как? Это реакция «Не, ну, типа, бывает… А чо?» У них там не так много населения, по логике. Несколько тысяч. Все друг друга знают. Восемнадцать смертей за месяц, включая смерть в реакторе. И корабль еще не гудит? Еще не ходят слухи? Скрыть же ж не получится, это же корабль. Главный энергетик сгорел в реакторном отделе – и никто ни слухом, ни духом? Не верю. В Мадлен и в такую реакцию. Ну и так далее. Вот еще сцена эвакуации «а-ля Титаник», которая, по идее, должна создавать напряжение – вызывает полное недоумение. Это кто ж так проектировал? Вообще не продумали пути эвакуации? Чо, правда? Это ж не торговый центр, это чуть ли не последняя надежда человечества.
Не понравилось, что "камера" постоянно смещается. Капитан - Павел - Автор – Мадлен – Трия… Как мне кажется, если бы были четкие «фокальные персонажи»: Павел и Мадлен, было бы лучше. В начале и в конце – да, эпизоды без них, а вот в середине… Ну или совсем без мыслей персонажей, все чисто от третьего лица. Но это опять же может быть моя вкусовщина.
Понравилось, что я пошел гуглить эту самую систему из созвездия Водолея. И у меня возникли три вопроса. Во-первых, я не могу понять, почему вы не ответили критикам, что планет в обитаемой зоне – три, и еще потенциально обитаемых – две или три? Во-вторых – почему про это не подумали капитан и экипаж. Раз «водяные» не вышли в космос, значит, можно приземлиться на соседнюю планету, делов-то? Ну и в-третьих – лететь на планету, потенциально с водой, и не взять какие-то конструкции, чтобы жить на воде или мелководье – это как-то странно.
И еще, меня когда-то учили, что смерть – она всегда смерть. Если рассказ юмористический, то каждая смерть должна быть оправдана. Если трагический – то, в целом, тоже. А в рассказе как-то… Нет у меня ощущения бережного отношения к героям. Но то опять же такое.
Если уж НФ - то НФ. Какая скорость "Одиссея" в начале рассказа? Через сколько планируется выключение двигателей - скорость света все равно ж не превысят. Сколько вообще по времени занимает полет? А то там была фраза "лет сто", как будто они будут лететь намного меньше. И да, это "заклепки", которые, в сущности, не существенны для большинства.
Извините, если разбор получился слишком злой.
|